православная
реабилитация наркозависимых

"ОБИТЕЛЬ
ИСЦЕЛЕНИЯ"

при поддержке благотворительного фонда
«православная реабилитация»

(некоторые практические рекомендации)

Протоиерей Сергий Бельков

В процессе реабилитации наркозависимых по авторской программе «Обитель исцеле­ния» в православных реабилитационных центрах Санкт-Петербургской епархии не­маловажное значение придается научению преодоления воспитанниками такой страсти как гнев.

Святоотеческое учение говорит нам о вось­ми главных страстях, где четвертой страстью является гнев. В настоящее время, навер­ное, трудно найти более распространенный грех, чем гнев и его разновидности. Это мо­жет засвидетельствовать каждый священник-духовник. Конечно, гнев не есть особенность только лиц, страдающих химическими зависи­мостями, он, скорее, является последствием того, о чем говорит Спаситель: «и, по причи­не умножения беззакония, во многих охладе­ет любовь» (Мф. 24, 12).

Другими словами, страсть гнева испытыва­ют по преимуществу не только те, кто не имеют любви к Богу и людям, но и те, кто эту любовь не получают, т.е. ощущают недостаток любви от окружающих.

Известный христианский ученый в обла­сти психологии и психиатрии Росс Кэмпбелл, а также ряд других специалистов, утвержда­ют, и мы разделяем этот взгляд, что уход в нар­котики и алкоголизм — это часто пассивно-агрессивная форма проявления гнева на от­сутствие любви в семье и обществе.

Три вида гнева, выделенные преп. Иоан­ном Дамаскиным «вспыльчивость, злопамят­ство, мстительность» [1] или преп. Иоанном Кассианом Римлянином [2]: «… первый тот, который пылает внутри, по-гречески называется ο θυμός  ярость: второй тот, который прорывает­ся в слово и дело и называется ή οργή гнев, о котором Апостол говорит: ныне отложите и вы та вся: гнев, ярость… (Кол. 3, 8), третий тот, который вспыхивает не на короткое время, но сохраняется через несколько дней, дол­гое время, что называется  μήνις (злопамят­ность)» — все они характерны для наших вос­питанников-реабилитантов.

Сложность преодоления такой страсти как гнев заключается в том, что сам этот грех име­ет много разновидностей, например, ярость, злопамятство, ненависть и даже зависть и рев­ность. Все эти страстные проявления могут по­служить причиной нанесения вреда или уни­чтожению как своего, так и чужого имущества. В худшем случае, оскорблению или причине­нию телесных повреждений «объекту» гнева, и даже самоубийству или убийству человека.

Гнев в сочетании с другими страстями яв­ляется еще более опасным, т.к. в результа­те сочетания гнева, например, со скупостью или печалью происходит феномен синергии в медицинском понимании этого слова, ког­да одно лекарство усиливает воздействие на организм другого за счет их соединения. Так и здесь, одна страсть в сочетании другой, усили­вают друг друга или, по крайней мере, усили­вается одна из страстей.

При научении наших воспитанников преодо­лению страсти гнева нами применяются прие­мы и методы как педагогического воздействия, так и некоторые приемы практической психо­логии. И конечно, эта задача решается в рам­ках духовной аскетической практики, которая, как нам кажется, включает в себя и педагоги­ку, и психологию. Учитывая это, мы не подраз­деляем строго наш опыт борьбы со страстью гнева, собственно, на педагогический, психо­логический и аскетический, ибо это разделе­ние, по большей части, необходимо для тео­рии, чем для практического делания.

И так, как победить страсть гнева?

Мы предлагаем к рассмотрению несколько причин возникновения гнева, а также прие­мов и методов, помогающих эффективно пре­одолеть гнев, возникающий в нас, остановить гнев, направленный на нас, и ряд советов, ко­торые могут помочь нам при различных про­явлениях гнева или некоторых из его разно­видностей.

Чтобы преодолеть гнев в себе, мы с воспи­танниками в душепопечительских беседах об­суждаем такие мысли и примеры.

— Каждый подверженный этой страсти дол­жен понимать, что грех гнева мы совершаем по попущению своей воли, а значит, виноваты не внешние обстоятельства, а мы сами.

— Часто причиной гнева, является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому нужно посмотреть на то, правильно ли наше желание, а может, исполнение его принесет нам вред, а не пользу.

— Чтобы избежать страсти гнева, челове­ку необходимо иметь адекватное представле­ние о своей личности в плане самооценки. Ча­сто завышенная или заниженная самооценки могут как провоцировать гнев, так и удержи­вать от него. Однако заниженная самооценка может привести к унынию, а завышенная — к гордыне. В связи с этим можно привести один пример. В одном из монастырей был молодой послушник, который никак не реагировал на оскорбления, клевету, осуждение и другие по­добные искушения. В скором времени он про­слыл человеком, имеющим смирение святых. Один из старцев монастыря решил испытать его. В беседе с этим послушником он спросил его, что помогает ему стойко переносить поно­шения. Послушник ответил, что он не считает нужным обращать внимание на этих «воню­чих бешеных псов», которыми являются бра­тия монастыря. Вот пример диавольской гор­дыни.

— При возникновении у нас гнева от клеветы или несправедливого обвинения, в чем-либо, нужно привести себе мысль о том, что люди не знают всех наших тяжких грехов. Поэтому пусть худая слава о нас будет искуплением тех наших грехов и это усмирит наше сердце.

— Если мы испытываем гнев, к какому — либо человеку по различным причинам, но, в силу обстоятельств, нам необходимо частое общение с ним, нужно просить Бога, чтобы он дал терпение переносить немощи брата.

— Действенной помощью в преодолении гнева является церковная молитва. Необхо­димо вписывать в записки о здравии тех, к кому мы испытываем гнев, причем их имена вписываются до своего или сразу после сво­его имени.

— Когда гнев овладевает нами его действие можно остановить воспоминаниями чувства стыда и раскаяния, которые, как правило, воз­никают после вспышки гнева.

— Если разум и сердце охватывает гнев, то можно вычитывать определенное количество Иисусовых молитв или «Богородице Дево ра­дуйся, …» пока не утишится гнев, а потом от­ветить человеку или принять взвешенное ре­шение.

— Еще одной эффективной помощью в борь­бе с этой страстью может служить откровение гневных помыслов духовнику или просто ду­ховному человеку, которому ты доверяешь.

— Когда вами овладевает гнев, то можно выйти из помещения под любым благовидным предлогом (позвонить, в туалетную комнату и т.п.) и только успокоившись, продолжить раз­говор.

— Гнев могут провоцировать различные фантазии и мечтания. Они, как правило, ни­когда не исполняются, являясь плодом нашего падшего воображения, но когда мы их не до­стигаем, то часто впадаем в гнев.

— Иногда причиной возникновения гнева могут служить не вполне понимаемые нами обстоятельства. Гнев такого рода можно устра­нить путем логического мышления. Например: нам не понятно или мы не согласны с задани­ем, поставленным нам руководителем. И это вызывает у нас гнев. При рассуждении мы мо­жем прийти к выводу, что изначально негатив­но воспринятое нами указание вполне про­фессионально или продиктовано особыми об­стоятельствами.

— В преодолении страсти гнева нам ока­зывают особую помощь Таинства, чтение ду­ховной литературы, особенно где приводятся примеры борьбы со страстью гнева.

— Важно своевременно отсечь помысел раздражения, закипающего гнева, переклю­чив внимание на что-нибудь другое.

— По время гневного «припадка» можно по­смотреть на себя в зеркало или представить свое «обезображенное» лицо со стороны.

— Преодоление страсти гнева эффективно и через развитие в себе чувства любви к людям, а особенно к объекту гнева, через добрые от­зывы о нем и понуждения дел любви в отно­шении его, хотя любви пока не имеешь. Иоанн Златоуст советует, что если у тебя нет любви к человеку, то делай так, как будто, ты любишь его, и Господь за труды даст тебе любовь.

— Начинать учиться любви можно с тех, кто рядом с нами, любит нас, например, друзья, семья, родственники и постепенно расширять этот круг.

— С особой мимической силой выражают­ся некоторые страсти, в том числе и гнев. Поэ­тому необходимо научиться следить не только за своими словами, но и движениями своего лица и тела. Если, например, человек в состо­янии гнева сохранит внешнее спокойствие, не будет сжимать кулаки и стискивать зубы, хму­рить брови, нервно шагать по комнате, разма­хивать руками, вытаращивать или наоборот сужать глаза или как-то по иному проявлять свою страсть, то она не получит поддержку со стороны тела и человек быстрее успокоится.

— При особенно сильном восстании гнева можно громко произносить, как бы кричать молитву, чтобы заглушить звериный вой этой страсти.

— В духовной борьбе существует прием гне­ваться на гнев. Это подобно тому, как огнем ту­шится огонь — напротив бушующего пламени, на ограниченной территории, контролируе­мой пожарными, устраивается встречный по­жар. Огонь устремляется навстречу друг другу. Когда два пожара встретятся, то оба прекра­тятся, так как в обе стороны остается выжжен­ная территория и гореть уже нечему. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, мо­жет подавлять вспышки этой страсти в самом зародыше.

— Гнев можно и нужно выражать позитив­ным способом, например, вежливо или хотя бы сдержанно выразить те претензии, кото­рые вызывают неудовольствия, при этом обя­зательно должно быть стремление найти вза­имовыгодное решение или даже совершить уступку.

— Гнев побеждается покаянием и самоукорением, а также через ограничение своих же­ланий.

Как помочь преодолеть гнев другому, сни­зить агрессию другого, направленную на тебя — это мы тоже обсуждаем с нашими реабилитантами, так как для них, живущих в об­щине, где они постоянно тесно общаются друг с другом, это очень важно.

Служение братиям — необходимый пери­од в духовной жизни и не только в монасты­ре, но и на приходе. Камень шлифуют о ка­мень, чтобы он стал гладким. Без служения братиям, проживая в общежитии, нельзя по­бедить гнев, поэтому у нас кто-то готовит всем завтрак, кто-то стирает братии белье и т. п. Для того чтобы реабилитанты справлялись с про­явлениями гнева, мы воспитываем в них вы­держку, терпение, приводим примеры других людей, которые научились управлять своим гневом. Кроме этого, особо закоснелых в этом грехе воспитанников разбираем в коллективе, а также применяем епитимии.

Необходимо учитывать, что некоторый тип людей, когда их не замечают, просто старают­ся гневом привлечь к себе внимание.

Так как проблема сегодняшней молодежи — всякое отсутствие ответственности, то это так­же часто является причиной гнева. При попыт­ке кем-либо возложить ответственность на че­ловека, избегающего ее, это всегда вызывает гнев и даже агрессию, поэтому привить чув­ство ответственности, чтобы решить вместе с тем и проблему гнева, является одной из на­ших задач.

Нередко люди и наши воспитанники мо­гут испытывать раздражение, переходящее в гнев, если их не хвалят за добросовестный труд и примерное поведение. Мы приучаем их к тому, что такое поведение должно быть есте­ственным, и только тогда, когда воспитанник впадает в уныние, необходимо его похвалить. Однако на первой стадии реабилитации хва­лить можно чаще.

— Очень помогает, когда во время гне­ва, направленного на нас, мы читаем молит­ву: «Боже, милостив, буди мне грешному», или «Помяни, Господи, всю доброту и кро­тость царя Давида и смягчи, Господи, сердца злых людей». Если кто еще не навык к молит­ве, то можно разговаривать «с собой». Напри­мер: «Я не должен отвечать раздражением на его гнев». «Я заслужил это». «Видимо, я что-то сделал не так, и поэтому он гневается». «Он гневается по своей немощи» и т.п.. Это помо­жет вам сохранить самообладание.

— При разговоре, с лицом, гневающимся на вас, необходимо сохранить зрительный кон­такт. Если вы отведете глаза, то это усилит гнев: «Нет, ты сюда смотри..!», поэтому молитва или разговор «с собой» поможет поддержать дру­жеский или хотя бы нейтральный зрительный контакт. Это нелегко, если мы и сами разгне­ваны, но это верный способ, с помощью кото­рого вы сумеете контролировать свой гнев.

— Если мы чувствуем, что раздражение со­беседника может перейти в гнев, возможны легкие дружественные прикосновения к его плечу или руке, искренние слова, зрительный контакт, когда вы с доброжелательностью смо­трите на человека.

— Старайтесь не показывать своего негатив­ного отношения к гневу, направленному на вас, а продолжайте разговор так, как будто он проходит в конструктивном русле.

— Нужно молча переносить гнев другого че­ловека, по словам отцов: «Гнев препобеждается молчанием». Когда гнев уже выплеснут, то в человеке будет некая опустошенность, а в сознании крутиться вопрос: «Ну и что даль­ше?» —  вот это и есть подходящий момент для воспитания или изложения своего мнения.

— Когда при гневе человек кричит, то нам необходимо говорить тихо, если человек гово­рит тихо, как бы задыхаясь от гнева, приоста­новить его иногда можно, повысив голос.

— Всегда необходимо первым примириться с человеком, на которого был направлен гнев, это удерживает нас от новой вспышки, так как будет стыдно постоянно гневаться, и просить прощения.

— При возникновении спора, когда сторо­ны или одна из сторон готовы прогневаться, то необходимо прекратить разговор по принци­пу «да-да или нет-нет», это не дает возможно­сти, места гневу.

— Мы не должны, особенно равным себе, говорить приказным тоном, это провоцирует гнев.

— Нам необходимо знать, что придирки — это скрытый способ излияния гнева.

— Нужно чтобы окружающие нас люди, ви­дели, как прощают тех, кто причинил зло, это дает понимание, что это тоже выход, чтобы не поддаться гневу, то есть уметь прощать.

— Если гневливого не успокаивают слова, то его может остановить только молитва.

— Кроткое слово умягчает злое сердце, а гневное возбуждает гнев и в мирном сердце. Прежде чем сделать выговор кому-либо, мол­чи до тех пор, пока твое сердце не успокоится и оскорбивший тебя придет в состояние слу­шать, тогда вразуми с любовью.

В нашем Центре проводится работа не толь­ко с наркозависимыми, но и с их семьями, с близкими, которые проявляют созависимость от них.

В процессе работы часто выясняется, что многие дети гневаются на родителей, так как не чувствуют себя любимыми. Исходя из этого, в работе с семьей мы пытаемся дать понима­ние родителям, чтобы они заботились не толь­ко о материальном достатке, но чаще улыба­лись своим детям, интересовались их жизнью, вместе проводили часть досуга, отдыха и т. п.

Нами никогда не рекомендуется перенос агрессии, как следствия гнева, на боксерские мешки, боксерские стенки, борцовские чуче­ла, удары воображаемому объекту гнева ку­лаками по воздуху, сжимание и разжимание кулаков и зубов, а также другие аналогичные психологические приемы, которые с право­славной точки зрения, можно отнести к нега­тивным способам выражения гнева.

Несколько десятилетий тому назад мно­гие физиотерапевты выступали за открытое и свободное выражение «агрессивных чувств», представляя этот подход как средство от мно­гих социальных и физических болезней. Сто­ронники этого подхода утверждали, что сдер­живание эмоций является нежелательным и вредным для здоровья, и считали, что если кто-то начинает нас раздражать, то нам следует открыто выразить свои отрицательные эмоции, высказав этому человеку все, что мы думаем о нем и о его поведении. Сторонники этой гипо­тезы катарсиса уверены в целесообразности ответных агрессивных действий даже при от­сутствии реально произошедшего нападения. Они считают, что воображаемая агрессия, все равно, окажет свой положительный эффект и убеждены в том, что их пациенты должны «раз­ряжать» или «освобождать» свою сдерживае­мую эмоциональную энергию за счет осущест­вления воображаемой агрессии.

В соответствии с такой теорией и рекомен­дациями, одна фирма, например, стала изго­тавливать и продавать игрушечные автоматы для взрослых автолюбителей, с тем, чтобы они могли имитировать стрельбу в других водите­лей, мешающих их движению, и таким обра­зом снимать свое раздражение, вызванное дорожными инцидентами. Подобным обра­зом происходила популяризация игр с мни­мым применением насилия в качестве безо­пасного психологического средства реализа­ции сдерживаемых агрессивных желаний.

Замещающая деятельность может отличать­ся от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осущест­вления в мир фантазии. Так, в Японии рабо­тает балаганчик «Отведи душу». Посетитель входит в темное помещение, отгороженное от улицы занавеской, получает несколько про­стых тарелок, бьет их по одной и удаляется, разряжая, таким образом, свое внутреннее на­пряжение. Однако исследования, выполнен­ные в последние годы и обобщенно представ­ленные Берковицем Л. [3], показали иное.

«В эксперименте мальчики, время от вре­мени вознаграждавшиеся за нанесение уда­ров пластиковой кукле, через несколько дней начинали вести себя более агрессивно по от­ношению к конкурировавшим с ними свер­стникам. Таким образом, моделирование агрессивного поведения не сделало их бо­лее дружелюбными. Подобным образом и в эксперименте, проведенном с югославскими детьми Миомиром Зузулом, мальчики, часто игравшие с детским оружием, проявляли за­тем больше агрессивности в поведении по от­ношению к своим одноклассникам. Другие ис­следования в этом направлении принесли во многом сходные результаты». [4]

Подобные доказательства являются достаточ­но убедительными и позволяют полностью от­вергнуть представление о том, что дети, а так­же взрослые могут избавиться от своих агрес­сивных побуждений за счет осуществления воображаемой агрессии. Поэтому водители не снизят свою склонность к проявлению агрес­сии, если будут выпускать очереди из игрушеч­ных автоматов. Подобное «выплескивание» непреобразованного гнева или агрессии ни­как не снижает ее общий уровень, не говоря уже о том, что такие добродетели, как кротость и смирение, никак не приобретаются.

Причиной гнева зачастую становится не­исполнение желаний, чувство оскорбленно­го самолюбия, поэтому невозможно побе­дить гнев, не обуздав их. По слову Апостола: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» [5], в кон­це дня на вечернем правиле у нас установлен чин прощения. Он организован таким обра­зом, что каждый брат имеет возможность по­просить прощения у всех и все у каждого. Это также способствует недопущению или преодо­лению гнева.

Привычка побороть гнев, а не выплеснуть его, пусть даже в воображаемой агрессии, формирует такие добродетели, как кротость и терпение. Непрестанная борьба со страстью гнева привлекает к человеку, по учению отцов, великое благоволение Божие.

Таким образом, можно сделать вывод, что борьбу с гневом надо начинать с исправле­ния мысленной силы — ума, затем желатель­ной силы (воля, область эмоций), а потом раз­дражительной силы (реактивной силы души), что непременно приведет далее к изменению нравственных ориентиров человека и, в ре­зультате, к победе над гневом, благодаря выс­шим жизненным целям, поставленным чело­веком перед собой.

* * *

Литература:

  1. Пр. Иоанн Дамаскин св., Точное изложение пра­вославной веры. М., 1992 г. стр. 88 [к тексту] 
  2. Пр. Иоанн Кассиан Римлянин преп., Собеседо­вания египетских отцов. М., 2008 г. стр. 165 [к тексту] 
  3. Л. Берковец Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.-М.; 2001 г. [к тексту]  
  4. Там же стр. 398 [к тексту] 
  5. Новый Завет, изд. Московской Патриархии; 1979 г. стр. 485 [к тексту] 


Возврат к списку


Forum with id 2 is not found.

8 800 775-74-36 (Звонок бесплатный), +7 931 540-0-140
© 2018 Обитель исцеления пос. Саперное г. Санкт-Петербург. Все права защищены.
создание и продвижение сайта - webology.ru