православная
реабилитация наркозависимых

"ОБИТЕЛЬ
ИСЦЕЛЕНИЯ"

при поддержке благотворительного фонда
«православная реабилитация»

(по материалам реабилитационного центра «Саперное»)

Протоиерей Сергий Бельков

Работа представлена кафедрой психологии СПбАППО

Научный руководитель: зав.кафедрой психологии СПбАППО,
д.пс.наук,
профессор Шингаев С.М.

Аннотация

Наркотизация населения оказывает мощное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. проблему наркомании следует рассматривать не только в контексте физиологии, но и в контексте личности, прибегающей к наркотикам в конкретной социальной ситуации. преобразование химически зависимого человека на основе христианского мировоззрения вполне решает проблему заполнения «экзистенционального вакуума», возникающего у него после отказа от наркотиков, а также способно сформировать у наркомана идеологически обоснованную стратегию избавления от наркотиков и отказа от воспроизводства наркотических практик в своей повседневной жизни.

Narcotisation powerful negative influence has on all spheres of ability to live of a society the population. The narcotism problem should be considered not only in a physiology context, but also in a context of the person resorting to drugs in a concrete social situation. Transformation of chemically dependent person on the basis of Christian outlook quite solves a filling problem «existational vacuum», arising at it after refusal of drugs, and also is capable to generate at the addict ideologically well-founded strategy of disposal of drugs and refusal of reproduction narcotic an expert in the everyday life.

Ключевые слова: наркотизация, духовно-нравственное содержание, медико-физиологический аспект, преобразование, стратегия, избавление от наркотиков.

Keywords: the narcotisation, the spiritually-moral maintenance, mediko-physiological aspect, transformation, strategy, disposal of drugs.

* * *

Наркомания, алкоголизм, иные формы патологических зависимостей – характерный синдром общества, в котором девальвируются духовные ценности, утрачивается высший смысл человеческого существования, разрушаются традиционные семейные устои, падает значимость честного труда, размывается понятие греха, насаждается культ гедонизма, в результате чего происходит деградация личности. Подлинное исцеление от наркомании возможно только в процессе преобразования человека, зависимого от наркотиков, при изменении его сознания и образа жизни.

В литературе обсуждается вопрос о природе психического заболевания и в том числе патологической зависимости: является здесь причиной духовное поражение или органическое [2].

Мы считаем, что здесь может иметь место как совокупность причин, так и духовное или органическое поражение.

Если священник или верующий врач, психолог, усматривают у человека признаки беснования или одержимости, тогда согласно такому «духовному диагнозу», к страждущему применяются, по преимуществу, духовные средства, хотя не исключается применение лекарственных препаратов и помощи специалиста.

В прочем и при наличии органического поражения, душепопечение о больных священнослужителями, не может не оказать на них благотворного воздействия.

Целью духовного «лечения» православной психотерапией мы ставим преобразование человека во всей его целостности: духовной, душевной (психической) и физической.

Преобразование будет пониматься нами как сознательное и целенаправленное развитие человеком самого себя и смена им своего  основного жиз­ненного вектора, как кардинальное преодоление сложившегося образа жизни в соответствии с выстроенной  иерархией ценностей и обретенного  смысла индивидуального бытия.  По мнению В.И. Слободчикова пре­образование, являясь субкатегорией развития, направлено преимущественно на изменение духовно-практических структу­р бытия человека [5].

Преобразование наркозависимого человека в процессе реабилитации имеет свои этапы, которые тесно связаны между собой. Как показал многолетний опыт работы центра реабилитации наркозависимой молодежи «Саперное» таких этапов можно выделить восемь [4].

Первый этап – это вхождение в реабилитационный процесс. В центре «Саперное» он длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока каждому поступившему предоставляется возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.

Второй этап характеризуется принятием реабилитантом всех, без исключения, правил проживания в центре. В православных обителях исцеления существуют определенные требования и правила жизни: не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Требования установлены не для того, чтобы всех уравнять, а для того, чтобы не провоцировать соблазн купить или выменять на ценные вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в обителях действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра.

Существует еще одно немаловажное правило: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено, ибо как показал наш опыт повторное пребывание не эффективно для самого человека, а также ослабляет веру в исцеление и других реабилитантов.

Можно считать, что именно с третьего этапа начинается процесс преобразования человека, погружение воспитанника в реабилитационную среду общины. Реабилитационная среда организуется по образу иерархически выстроенной большой многодетной семьи и общин монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы для каждого реабилитируемого, контроль за выполнением и качеством работы, а также, что чрезвычайно важно, понимающий их чувства и помогающий разобраться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она общается с реабилитируемыми, показывает пример в работе (на поле, огороде, домашнем хозяйстве), помогает советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет их теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (парней, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Они являются примером для реабилитируемых, показывают и научают их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном идет костяк группы – «старшие дети» – это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новички – «младшие братья» входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации – в среднем девять месяцев.

Реабилитация, основанная на образе традиционной семьи, ведет к формированию должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей.

Основой и духовным центром жизни в «Саперном» является храм. Будучи его прихожанами, реабилитируемые понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги к  духовной работе, к покаянию и Святому Причастию. Это этап воцерковления и  постепенного изменения мировоззрения.

Ключевым понятием, лежащим в основе духовной реабилитации, является «метанойя», что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к противоположному тому, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех обращается к добру,  правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь. К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитируемым предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или, как раньше говорили на Руси, – чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Подготовка проводится по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. На приходе «Саперное» принято, что грехи обязательно записываются на листочке. После исповеди листочки с написанными грехами уничтожаются священником. Это древняя традиция.

Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет. Это еще и важный психолого-аскетический прием. Академик Павлов, говоря о второй сигнальной системе человека, к которой он относил речь, разделил в этой системе сигналы на следующие группы: 1) слова произносимые, 2) слова слышимые, 3) слова видимые. Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая их, обдумывает и, наконец, проговаривает, произнося соделанные грехи на исповеди, то вновь переживает неправду совершенного им поступка и такое покаяние бывает более осознанным, более глубоким, а чистосердечная исповедь уже и есть начало преобразования.

Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем один-два раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию чаще. По необходимости исповедь у реабилитируемых может приниматься ежедневно. При духовном росте воспитанника ему предлагается хранение совести через откровение помыслов. Обычно это бывает не ранее чем после трех-четырех месяцев пребывания в реабилитационном центре.

Еще одной жемчужиной духовных традиций наследия восточного христианства является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен Церковью в XIX в. во время активизации трезвеннического движения в России. Реабилитируемые дают обет в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя давшему обет вручается «Обетная грамота». Первый раз обет принимается на короткий срок, впоследствии увеличивается на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то, по его просьбе, обет может быть дан на всю жизнь.

Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитируемыми во все посты. Во время проскомидии каждую литургию непременно поминаются имена всех проходивших реабилитацию и проходящих ее в настоящее время. Также во время проскомидии священник совершает чин «На страсть недуга с копием», после чего освященной водой кропятся все реабилитируемые.

Очень важной духовной составляющей постепенного преобразования человека, изменения его мировоззрения являются духовные беседы, которые могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Беседы могут проводиться как по просьбе реабилитируемых, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорено другое. Она не ограничивается только решением вероучительных вопросов, духовно-эмоциональных проблем, но и попутно может рассматривать вопросы бытового, семейного и другого характера.

Типичный распорядок дня в реабилитационном центре «Саперное»  выглядит следующим образом.

В 7 часов утра – подъем. В 7.10 начинается физическая зарядка. Физические упражнения в основном состоят из пробежек, гимнастических упражнений на турнике, брусьях и упражнений с отягощениями – все это, безусловно, помогает в восстановлении физического здоровья.

В 7.40 начинается утреннее молитвенное правило, которое включает  чтение Евангелия и Апостола. Традиционно совершается молитва с земным поклоном за духовного отца. На принятие святой воды и просфоры каждый читает молитву.

В 8.30 – завтрак. Он состоит из бутербродов с чаем. Считается важным, чтобы с утра реабилитируемые не переедали, ибо перенасыщенный желудок склоняет к сонливости и лености. В 9 часов – начало послушания.

В 12.50 по колоколу заканчивается послушание. Все сотрудники и реабилитируемые во главе со священником идут в трапезную. Обед полный и сытный: первое, второе, третье, десерт. Каждый желающий может взять добавку. Кроме постных дней и многодневных постов, которые в центре «Саперное» соблюдаются близко к Церковному Уставу, благословляется мясная пища. За обедом – много овощей и зелени. Здоровый и сытный обед обеспечивается за счет подсобного хозяйства. Во время обеда читается духовно-назидательная литература: Отечник, Пролог в поучениях, Жития Святых, изданные проповеди известных старцев или священнослужителей. По окончании обеда возможно обсуждение как прочитанного, так и проблем духовного или нравственного порядка. После трапезы отдых до 14 часов.

В 14 часов – продолжение послушаний. В летнее время они длятся до 20, а в зимнее – до 19 часов. По окончании послушаний – ужин, который занимает около 30 минут. Во время ужина разбираются работы, сделанные за день, и определяются новые на следующий день, с назначением конкретных лиц на тот или иной участок послушания. Если есть необходимость, решаются вопросы дисциплинарного порядка.

В 20.45 (зимой на час ранее) – вечернее братское молитвенное правило. Независимо от великопостного времени ежедневно читается молитва Ефрема Сирина. По окончании вечернего правила наступает личное время. Его используют в основном для совместных бесед, духовных бесед со священником, прогулок по территории, чтения духовной литературы. В 23 часа все должны быть в кельях для отхода ко сну.

Особыми по распорядку дня являются пятница, суббота и воскресение.

Пятница – долгожданный день для братии, так как вечером, после послушания и молитв, все идут в русскую баню. Там парятся, обливаются холодной водой, пьют травяной чай с вареньем. Русская баня является отличным помощником в восстановлении физического здоровья реабилитируемых. Через поры выходят токсины, влажный воздух русской парной помогает очищению легких. Обливание холодной водой способствует закаливанию организма и является мощнейшим средством для мобилизации восстановительно-защитных действий организма (криотерапия).

В субботу до обеда совершаются послушания. После обеда – стирка постельного и носильного белья. В 16 часов начинается воскресная школа. Посещение воскресной школы обязательно на весь период реабилитации. Каждый человек, по словам апостола Петра, «должен быть готов дать отчет в своем уповании», то есть каждый из реабилитируемых обязан знать, во что он верит и что исповедует. Каждую субботу с 17 часов – всенощное бдение. После богослужения и ужина – вечернее правило келейно.

Утром в воскресный день совершаются утренние молитвы келейно и к началу часов, то есть к 9.40, вся братия без исключения должна быть в храме. После воскресного богослужения и обеда, который всегда возглавляет священнослужитель, – личное время. В летнее время это, как правило, купание и игровые виды спорта. Вечером ужин в 19 часов, после которого (если не идет строгий пост) проводится просмотр тематически подобранных фильмов религиозного, патриотического содержания или русских народных сказок. Таким образом осуществляется этап освоения режима дня.

Все воспитанники в процессе реабилитации занимаются самообразованием (саморазвитием), в том числе широко используют возможности приходской библиотеки. С целью духовного преобразования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе – два раза в неделю по Закону Божию и раз в неделю по Новому Завету. На занятиях учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитируемых. При этом начальная катехизация и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины. В библиотеке содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, о художественном и ремесленном творчестве и др. Основа библиотеки – книги духовного содержания. Литература помогает реабилитируемым наверстать многое из того, что они упустили в своей прежней жизни.

Процесс преобразования включает в себя написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами реабилитируемые. Это могут быть темы православных праздников, жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем проговаривая материал перед группой, воспитанник не только восстанавливает психические функции, но и повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

В центре «Саперное» создана видеотека из тематически подобранных фильмов. Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением – кинолекторий. Во время обсуждения просмотренных фильмов у реабилитируемых происходит осмысление и прочувствование важнейших человеческих жизненных ситуаций, задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитируемых, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.

Коррекционно-педагогический этап подразумевает особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, направленный на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия, навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, освоение традиционных семейных и культурных ценностей. На этом этапе реабилитационной программы идет разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения и формируются новые ценности и образ жизни. Такая работа влияет на разрешение и профилактику конфликтов «личность – личность», «личность – семья», «личность – общество». Вся система коррекционно-педагогической работы в целом направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Стержневым этапом, который мы рассматриваем в качестве последнего по счету, но не по значимости, является этап социально-терапевтический, или социально-трудовой. Суть его заключается в обязательном несении трудового послушания для развития у подопечных трудолюбия и приобретения навыков трудовой деятельности вне общины.

В реабилитационном центре «Саперное» построена столярная мастерская, которая позволяет обеспечить трудовую занятость значительной части  молодежи. Центр арендует 2 гектара земли для выращивания картофеля, 25 соток для выращивания овощей. Имеется огород и небольшой сад. Организовано разведение домашнего скота. Построена ферма, где содержится крупный рогатый скот, свиньи, гуси, куры. Реабилитируемые находятся на самообслуживании: колют дрова, убирают помещения, территорию, стирают белье, одежду и т.п. Некоторые наркозависимые приобретают достаточно высокую квалификацию в строительном деле, что оказывается для них весьма важным в социальной адаптации. Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества личности, как аккуратность, самоуважение, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Выявленные нами этапы процесса преобразования духовно-практических структу­р бытия человека в центре реабилитации наркозависимой молодежи «Саперное» приводят к изменению нравственно-дезориентированной позиции наркозависимых на нравственно-ориентированную  [1].

Однако нельзя не сказать и о том, что в многолетней практике работы Центра были случаи, когда реабилитанты покидали Центр до окончания срока реабилитации. Это происходит обычно по следующим основным причинам: не имеется должной мотивации на выздоровление; систематическое нарушение правил распорядка и дисциплины, что ведет за собой удаление реабилитанта из программы; не желание трудиться или выполнять молитвенное правило и т.п.

Целью данной статьи не является сравнительный анализ авторской программы с духовно-ориентированной психотерапией Григорьева Г.И. или 12шаговой моделью применяемой при реабилитации наркозависимых, это будет задачей нашего последующего исследования. Тем не менее нужно отметить, что реабилитационные центры Русской Православной Церкви работают в открытом режиме, что нельзя сказать о неопятидесятнических  центрах таких как «Новая жизнь», «Благодать», «Слово жизни» и других. К сожалению, знакомство с деятельностью 12шаговых терапевтических общин также для «посторонних лиц» практически запрещено. Однако известно, что 12шаговой программе присутствует установка, которая способна эффективно использоваться как инструмент контроля над сознанием [2].

Эта установка является базовой, системообразующей в программе. Она утверждает, что любая зависимость: алкоголизм, игромания, наркомания – это навсегда т.е. другими словами человек обречен пожизненно зависеть от 12шаговой программы. По признанию самих реабилитантов (которые довольно часто попадают к нам в результате срыва после прохождения 12шаговых программ) вне программы они уже жить не могут: теряются, срываются, у них наблюдается повышенный уровень тревожности т.е видна явная подмена одной зависимости на другую, более утонченную. В среднем, по статистике мировых центров, работающих по программе «12шагов», реальная эффективность этой программы – всего 5%  [2].

Особенностями авторской программы реализуемой на базе Епархиального Центра «Саперное» в отличие  от 12шаговой модели является то, что наша программа Богоцентрична, а 12шаговая человекоцентрична. Воспитанники прошедшие реабилитацию в п.Саперное не зависят от самой программы, от Центра где проходили реабилитацию и от личности священника. Им нет необходимости посещать группы устроенные по принципу групп самопомощи посещение которых обязательны для лиц прошедших 12шаговую программу. Безусловно, при необходимости им всегда будет оказана помощь и поддержка, но это не является необходимым условием, того чтобы находиться в трезвости. Нашим воспитанникам прививается убеждение в том, что при соблюдении после реабилитации нравственных принципов которым их научили в центре и при условии синергии (соработничестве) Бога и человека, страсть наркомании или другой зависимости может быть преодолена и человек получает исцеление.

Описанная нами духовно-ориентированная программа показала на протяжении более чем 13лет свою высокую эффективность. Около 70% наркозависимых прошедших реабилитацию в наших центрах, находятся в состоянии стойкой ремиссии.

Святитель Феофан Затворник пишет, что через отпадение от Бога в человеке образуется пустота, которая непрестанно возжигает в нем ни чем не удовлетворимую жажду – неопределенную, но непрестанную. Человек встал над бездонной пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения [6].

Такой «экзистенциональный вакуум», возникающий у наркозависимого после отказа от наркотиков, полноценно заполнить  и сформировать у наркомана идеологически обоснованную стратегию избавления от наркотиков и отказ от воспроизводства наркотических практик в своей повседневной жизни преобразуя наркоманскую личность в духовно-нравственную, способно только христианское мировоззрение.

* * *

Литература:

  1. Берсенева, Т.А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: автореф. дис. докт. пед. наук / Т.А. Берсенева, Курск, 2008. [к тексту]
  2. Берестов, А. иг. Сравнительный анализ методик реабилитации алкоголь- и наркозависимых: православной программы «12шагов»/ А.Берестов // Наркология. журн., 2009, №5, с.73-86. [к тексту] [к тексту] [к тексту]
  3. Гурьев,Н.Д. Страсти и их воплощение в болезнях / Н.Д.Гурьев.- М., 2000, 238 с.
  4. Обитель исцеления: духовно-ориентированная программа реабилитации наркозависимой молодежи, СПб.: Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, 2007, 32 с. [к тексту]
  5. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе, учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.П. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000, 416 с. [к тексту]
  6. Свт. Феофан Затворник. Душеполезные поучения. Оптина Пустынь. 2008. с.206. [к тексту]

* * *

Данная статья опубликована в научном журнале

ISSN 1992-6464. Известия РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.И. ГЕРЦЕНА №113 2009г.



Возврат к списку


Forum with id 2 is not found.

8 800 775-74-36 (Звонок бесплатный), +7 931 540-0-140
© 2018 Обитель исцеления пос. Саперное г. Санкт-Петербург. Все права защищены.
создание и продвижение сайта - webology.ru