православная
реабилитация наркозависимых

"ОБИТЕЛЬ
ИСЦЕЛЕНИЯ"

при поддержке благотворительного фонда
«православная реабилитация»

(по материалам реабилитационного центра «Саперное»)

Протоиерей Сергий Бельков

У людей далеких от Церкви часто бытует мнение, что Церковь социальными проблемами  не занимается. В основном ее деятельность, считают они, сводится только к религиозно-нравственным задачам, а если и занимается, то не в России, а где-то далеко, на Западе.

Диакониии, что в переводе с греческого означает служение людям, Церковь уделяет большое внимание с момента своего основания. В этом легко можно убедиться, открыв Евангелие. Церковь в лице своих членов кормила нищих, посещала находящихся в заключении, делала сборы для бедных, занималась и другой благотворительной деятельностью.

Когда России объявили войну, в которой средством массового поражения был избран наркотик, задачу победить в ней возложили в основном на правоохранительные органы и здравоохранение.

Однако мало только ограничить предложение, на что, как тогда, так и сегодня, направлены главные усилия государства, нужно чтобы упал спрос.

Чтобы это произошло, надо изменить мотивы  поведения, стремления  человека, а это уже по преимуществу область духовная, связанная с Церковью, с семьей, школой, системами образования и воспитания. Многие священнослужители, как им позволяли  опыт и обстоятельства, стали спасать погибающую молодежь и помогать отчаявшимся родителям. Но имела ли сама Церковь опыт борьбы с этим недугом? Да! Более чем 2000-летний опыт борьбы со страстями человеческими. Именно страстью,  т. е., грехом, в первую очередь является наркотическая зависимость, а уже во вторую очередь – болезнью.

Как показывает  наш опыт работы в области реабилитации наркоманов, подлинное исцеление от наркомании возможно только при изменении сознания и образа жизни человека, зависимого от наркотиков.  Изменение сознания, за которым следует и изменение образа жизни, как  свидетельствует опыт православной психотерапии, может быть только  результатом  активной  работы зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние.  В процессе и результате покаяния  формируется  новое сознание  (новый  взгляд на себя и понимание причин  своих  действий) и поведение человека. Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно  провести здесь аналогии:  проблема преодоления любой страсти  решается тоже  только тогда, когда человек поднимется над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, добровольно меняет себя и свое мировосприятие.

Если правомерно такое утверждение, что наркотическая, как и любая другая   зависимость является страстью [примечание 1], то необходимо рассмотреть те дефиниции, которые дают понимание сущности данного феномена как у святых отцов, так и в психологии.

У св. отцов и подвижников страсть понимается прежде всего как порочное, греховное состояние, пленившее в послушание себе волю. Страсть – это образовавшаяся в нашем естестве наклонность и сильное постоянное и неудержимое влечение ко греху. «Страстью, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – называется уже самый порок (греховный помысел, осуществляющийся в греховном деле), от долготы времени вгнездившийся в душе и через навык, сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Иоанн Лествичник, 2004).

Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становит­ся как бы второй его природой, основным ядром его чувств и хотений. Подобным же образом определяет страсть преп. Нил Сорский; страстью он называет такую греховную склонность и такое греховное действие, которое, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращается как бы в естество ее. ( Нил Сорский, 2004).

Другие св. отцы   отмечают, что страсть это сильное движение (возбуждение) порочного чувства, пленившее волю и приносящее человеку душевное и телесное страдание.

Страсти – это тяжкие болезни души. Они отчуждают человека от Бога, сообщают ложное, превратное направление всей жизнедеятельности, делают его неспособным к духовной жизни, лишают его природной способности к богообщению.  Страсти, если попущена будет им свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют  и овладевают ею.

В психологии С.Л.Рубинштейном страсть определяется как сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем, характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой то силы, но эта сила, которая им владеет вместе с тем от него же и исходит (С.Л.Рубинштейн, 1989).

Таким образом должно заметить, что описание страсти или зависимого  аддиктивного поведения в современной психологии, очень похоже на описание страсти у святых отцов.

Аддиктивное поведение, связанное с употреблением наркотиков, обусловлено желанием человека  уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Оно всегда характеризуется утратой личностью свободы воли, приобретением пагубных стереотипов поведения, деструктивных жизненных установок, подверженностью особому влиянию инфернального мира.

В «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» сказано, что наркомания – страсть, которая еще в большей степени, чем алкоголизм, делает порабощенного ею человека крайне уязвимым к действию  темных сил.

Обычно образование страсти происходит незаметно. Сначала человек исполняет свое греховное желание, кажущееся маловажным и не значительным. Но уже первое предложение греха, запечатлевается в душе.

Впечатление может быть иногда очень сильным и служит началом пагубного навыка.

Опасность наркотической зависимости состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев зависимость формируется после первого же употребления наркотиков, хотя первый опыт, как правило, не приносит сильных эмоциональных переживаний, оставляя человека равнодушным или даже разочарованным. Однако спустя какое-то время, опыт употребления наркотиков, у большинства людей, пытавшихся приобщиться к употреблению данного вещества, повторяется.

Изначально, человек какое то время подвержен иллюзии, что он способен контролировать потребление наркотиков, но очень скоро он должен будет употреблять вынуждено, чтобы обеспечить себе процесс существования.

Эмпирический опыт показывает, что если греховному пожеланию отказать, то в другой раз оно подействует уже слабее и затем совсем утихнет. Но при его удовлетворении оно будет действовать каждый раз с новой силой, приобретая все большую и большую власть над волей человека. И наконец, рождается навык, страсть.  О подобном  развитии  страсти  пишет преп. Нил Сорский: «При частом повторении того или иного греха и весь строй сердечный, все помыслы человека, его чувства и желания,  от частого обращения и пребывания в данном греховном состоянии  приобретают страстное греховное направление и, в свою очередь, питают страсть, побуждая на греховные дела, непрестанно возмущают и волнуют душу страстными внушениями, от врага влагаемыми» (Нил Сорский, 1892).

Таким образом, в составе образовавшейся страсти следует различать:

1) сердечное расположение и 2) привычные греховные действия, удовлетворяющие страсть.

Когда человек бывает в состоянии образовавшейся и укрепившейся в нем страсти, тогда и сердечное расположение (соуслаждение) к страсти и привычные греховные действия можно сказать, равносильны.

В психологии такому описанию развития страсти соответствует динамика: мотив, желание, стремление к «предмету» зависимости, затем действия по его достижению, далее формируется зависимое поведение, когда между желанием и его удовлетворением не возникает сомнений и сокращается временной промежуток.

Когда человек придет в себя, поймет всю опасность от страстей и решится бороться, фактически переживет внутренний кризис, тогда он может быть готовым  направить расположение своего сердца в противоположенную сторону от «любви» к греху – до неприязни и даже ненависти.

Однако без посторонней помощи  наркозависимому будет крайне сложно осуществить преобразование своей «наркотической» личности в духовно-нравственную, социально адаптированную личность.

Такую помощь с 1996года оказывают в Санкт-Петербургской Епархии в реабилитационных центрах  Саперное (мужчины) и Торфяное (женщины)   на основании авторской духовно-ориентированной программы «Обитель исцеления». (Сергий  Бельков, 2009).

Программа реализуется сотрудниками Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в наших реабилитационных центрах, строятся с учетом христианской антропологии, психологии, физиологии, наркологии, гомилетики, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развития у подопечных трудолюбия и приобретение навыков трудовой деятельности. Наркомания – это семейная болезнь и чаще всего она формируется там,  где нет здоровых семейных отношений.

Поэтому организация реабилитационной среды в Епархиальном реабилитационном центре «Саперное» строится по образу правильной большой многодетной семьи и общин монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача – быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном идет костяк группы  «старшие дети» – это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята – «младшие братья» – входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации – в среднем девять месяцев.

Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации, основанная на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит каким должно быть воспитание детей.

В  авторской программе «Обитель исцеления» выделяются следующие компоненты: коррекционно-педагогический, образовательный, социально-терапевтический и духовно-психологический.

Коррекционно-педагогический компонент

Коррекционно-педагогическая деятельность – это особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, направленный на исправление и реконструкцию  качеств личности наркозависимого человека, недостатков его мышления и поведения,  И способствующий полноценной интеграции его  в  социум в постреабилитационный период.

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на становление духовной  жизни, воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия,  доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности, а также умений общения, сопереживании. Кроме того, важными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения.  Такая работа направлена на разрешение конфликтов «личность – личность», «личность – семья», «личность – общество».  Цель всей системы  коррекционно-педагогической работы – не только реабилитировать, но и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества . Эти поставленные цели реализуются процессе взаимодействия со сверстниками, специалистами, священниками. Такая  «терапия средой» осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха. Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан с другими – образовательным, социально-терапевтическим и духовно-психологическим компонентами.

Образовательный компонент

Все реабилитируемые являются членами приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе – два раза в неделю по Закону Божию и два раза в неделю по Новому Завету. На уроках нами учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Комплектование книг библиотеки реабилитационного центра  производится с учетом  воспитательных задач. В библиотеке содержатся лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории, живописи, о художественном и ремесленном творчестве и др. Основа нашей библиотеки, как и положено в православной общине – книги духовного содержания. Собранное в библиотеке помогает реабилитантам с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни. Из церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Чтение текстов духовного содержания делается так же, как в любом монастыре: во время трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательную задачу программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

В епархиальном реабилитационном центре «Саперное» создана видеотека из тематически подобранных фильмов. Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением – так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к  правильным нравственным оценкам. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления. Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга  учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям.

Социально-терапевтический компонент

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

В реабилитационном центре «Саперное» построена столярная мастерская, которая позволяет обеспечить трудовую занятость части  реабилитантов. Имеется приусадебный огород и небольшой сад. Организованно разведение домашнего скота, построена ферма, где содержится крупный рогатый скот, свиньи, гуси, куры. Ребята колют дрова, убирают помещения, территорию, сами стирают белье, одежду и т.п. Кто не умеет ничего делать – попадаются и такие – учатся.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, что бы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания.

Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Духовно-психологический компонент

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, подключает человека к демонической духовности – недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, входит  в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Так как наркомания это проблема по преимуществу духовная, то и решаться она должна в первую очередь духовными средствами. Духовно-психологический компонент нашей программы поэтому и является ее центральным звеном.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами, наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину  молитвы. Именно в храме, многими из них переживается своя личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к  духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Работа с наркозависимыми в нашем центре осуществляется на основе православного понимания человека как единства тела – души – духа. В естественном состоянии человека дух в иерархии триметрии выполняет высшую регулирующую функцию: подчиняет душу, а душа подчиняет себе тело. При духовном поражении человека происходит извращение задуманной Богом иерархии: тело подчиняет себе душу, а душа-дух. Такое нарушение правильной регуляции ведет к патологическим, психическим, душевным изменением и далее к заболеваниям физическим. Именно духовная жизнь  может выполнить  задачу восстановления у наркозависимого его человеческого достоинства, правильной иерархии потребностей.

В православии понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл. Представление о том, что достойно, а что недостойно связано с нравственными или безнравственными поступками человека и внутренним состоянием его души. Необходимо, чтобы реабилитанты понимали разницу между нравственностью и моралью. Мораль на конкретном историческом этапе развития общества может совпадать или не совпадать с нравственными категориями.  Нравственные же категории неизменны,  совершенны, даны навсегда нам от Бога в Священном Писании.  Восстановление в человеке  его достоинства происходит благодаря покаянию, в основе которого лежит осознание греха, стремление изменить свою жизнь. Поэтому ключевым словом  духовной реабилитации является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления,  которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к  противоположному – возненавидевший грех обращается к добру,  правде – а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов или поступков Богом данному достоинству. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены жизни. Согласно своему достоинству, человек призван к добрым делам, он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях.  А. Адлер полагает, что  социальный интерес является   критерием оценки психического здоровья человека. Нормальные, здоровые люди – это те, к то по настоящему заботятся о других и стремятся к благополучию всех людей.

К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси – чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, как  правило, утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всем другим  людям.  Помочь осознать это  дает подготовка к первой исповеди по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе практикуется древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником,  листочки с написанными грехами уничтожаю.

Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет. Это еще и важный психолого-аскетический прием. Академик Павлов, говоря о второй сигнальной системе человека, к которой он относил речь, разделил в этой системе сигналы на следующие группы: 1) слова произносимые, 2) слова слышимые, 3) слова видимые. Ученый-психофизиолог Г.А. Шичко добавил еще один сигнал – слова изображаемые, то есть производимые с помощью письма. А христианская аскетика говорит о слове мысленном, то есть о человеческой мысли в форме словесных образов. Следовательно, во второй сигнальной системе (при всей полноте) используются слова: произносимые, слышимые, видимые, начертанные и мысленные.

Если человек часто слышит, что представляют собой грехи, выписывает их на бумаге, видит, читая их, обдумывает, и, наконец, проговаривает, произнося о соделанных грехах на исповеди, то вновь и вновь переживает неправду совершенного им поступка. Как видим, здесь задействованы все виды слов второй сигнальной системы. Поэтому такое покаяние бывает более осознанным, а значит и более глубоким, а чистосердечная исповедь уже и есть начало исправления.

Очень важной духовной составляющей являются духовные беседы, они могут быть как общие, с участием нескольких воспитанников, так и индивидуальные. Беседы могут проводиться как по просьбе воспитанника, так и по инициативе священника или его ближайшего помощника. Духовная беседа, как и исповедь, хранится в тайне, если не оговорены другие возможности. Она не ограничивается обсуждением только  вероучительных вопросов, духовно-эмоциональных проблем, но в ней могут обсуждаться вопросы  бытового, семейного и другого характера.

Для развития и укоренения в душах воспитанников  братской любви, а не только ее видимости, мы на каждую неделю составляем «Евангельские заповеди дня». Из Евангелия, которое читается на утреннем правиле, берется какая – либо заповедь. Она разъясняется воспитанникам на основании толкования святых отцов. Заповеди на неделю вывешиваются в келиях, где проживают реабилитанты и ежедневно повторяются перед началом трапезы. Братия, запоминая заповедь, например: «…Не судите, да не судимы будите», стараются прожить день, соблюдая ее. По окончании недели, обычно в понедельник, воспитанники собираются самостоятельно или со священником и обсуждают, кому и при каких обстоятельствах помогла та, или иная из заповедей  как при проживании в реабилитационном центре, так и до приезда в обитель. Это очень эффективное духовно-психологическое упражнение. В данном случае включена когнитивная сфера, то есть происходит процесс суждения, запоминания и  сохранения знаний. Знание заповеди  вначале воспринимается реабилитантами как нечто внешнее (не мое), но затем постепенно превращается в опыт и убеждение.

Еще одной жемчужиной святоотеческого духовного наследия является чин принятия обета трезвости. Этот чин был установлен  Церковью в XIX веке во время активизации трезвеннического движения в России. Обет дается воспитанниками в храме перед иконой Божией Матери в торжественной обстановке и только добровольно. После принятия обета о неупотреблении табака, наркотиков и алкоголя, давшему обет вручается «Обетная грамота». Первый раз обет принимается на короткий срок,  впоследствии увеличивается на несколько лет. Если человек выдержал обещанный срок, то по его просьбе обет может быть дан на всю жизнь.

Ведущее значение в преображении реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Нужно стараться выстроить отношения «священник – воспитанник» так, чтобы наставление принималось не только умом, но и сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Всем – духовнику, воспитанникам, их родителям нужно понимать, что самоуверенное стремление скоро победить страсть, или обещание кем бы то ни было скорого исцеления от нее, есть безумие от гордости происходящее. Дело полного очищения от наркотической страсти требует не недели, не даже месяцев, но многих лет. Необходим подвиг и труд, пока будет побеждена страсть.

Святитель Феофан Затворник пишет, что через отпадение от Бога в человеке образуется пустота, которая непрестанно возжигает в нем ни чем не удовлетворимую жажду – неопределенную, но непрестанную. Человек встал над бездонной пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит, не чувствует наполнения (Феофан Затворник, 2008).

Такой «экзистенциональный вакуум», возникающий у наркозависимого после отказа от наркотиков, полноценно заполнить  и сформировать у наркомана идеологически обоснованную стратегию избавления от наркотиков и отказ от воспроизводства наркотических практик в своей повседневной жизни, способно только христианское мировоззрение.

Описанная нами духовно-ориентированная программа показала на протяжении более чем 13 лет свою высокую эффективность. Около 70% наркозависимых прошедших реабилитацию в наших центрах, находятся в состоянии стойкой ремиссии. Это позволяет отнести данную авторскую программу к инновационной модели  направленной на излечение патологических зависимостей в частности – наркомании.

* * *

Примечания:

  1. Доказательству этого утверждения посвящена дипломная работа студента С-Петербургской Духовной  Семинарии  Артемия Мишина (Артемий Мишин, 2007) [к тексту]
* * *

Литература:

  1. Артемий Мишин, Сравнительный анализ понятий «зависимость» в психологии и «страсть» в христианской  антропологии. Дипломная работа, рукопись, СПбДАС, 2007 [к тексту]
  2. Бельков С., прот., «Духовно-нравственная программа реабилитации наркозависимой молодежи» сб.научн. сообщений «Служба практической психологии в системе образования» вып.13 СПб., АППО. 2009. с74-80. [к тексту]
  3. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. СПб., 2004. с. 81. [к тексту]
  4. Преп. Нил Сорский. Устав о скитской жизни в изложении еп. Иустина. М., 1892. с.34. [к тексту]
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. с.174. [к тексту]
  6. Свт. Феофан Затворник. Душеполезные поучения. Оптина Пустынь. 2008. с.206. [к тексту]
* * *

Данная статья опубликована в МОСКОВСКОМ ПСИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ,  3 (62), 2009г., Москва.



Возврат к списку


Forum with id 2 is not found.

8 800 775-74-36 (Звонок бесплатный), +7 931 540-0-140
© 2018 Обитель исцеления пос. Саперное г. Санкт-Петербург. Все права защищены.
создание и продвижение сайта - webology.ru