ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Русская Православная Церковь и другие общественные организации занимающиеся данной проблемой и патронируемьте Церковью, видят свою основную задачу в снижении спроса на наркотики доступными средствами и готовы органично встроиться в национальную систему реабилитации.
Русская Православная Церковь занимается социальным служением по реабилитации и ресоциализации наркозависимых с начала 1990-х гг. За этот период мы сумели выстроить эффективную комплексную программу реабилитации, в которую входит и медицинская составляющая.
Однако очевидно, что медицинский компонент является не более чем вспомогательным в системных программах по социальной реабилитации. Медикаментозное лечение само по себе не избавляет человека от зависимости, мало способствует мотивации на трезвый образ жизни и совершенно не ставит перед собой задачу изменить духовно-нравсгвенные установки наркозависимого, чтобы преобразовать его в полезную для общества личность.
При осознании этого в обществе всё более и более становятся, востребованы программы долгосрочной социальной реабилитации, которые способны преобразовать нравственно-дезориентированную личность в нравственно-ориентированную и тем самым, если хотите, выработать иммунитет к асоциальному образу жизни, включая наркоманию. Однако, несмотря на многолетнее фактическое существование, социальная реабилитация до сегодняшнего дня даже как понятие, не имеет нормативного закрепления в законодательстве.
Это дает возможность недобросовестным организациям и частным лицам «жать, где не сеял» [1, гл. 25:24]. То есть свою мошенническую деятельность, направленную на извлечение денег с наркозависимых и их близких, назвать магическим словом «реабилитация» и безнаказанно и бесконтрольно наживаться на чужом горе.
Есть и другая беда. Практически нет таких тоталитарных сектантских организации, которые не занимались бы своей деятельностью под прикрытием реабилитации наркозависимых. Здесь преследуются несколько целей: нажива и вовлечение в «духовное рабство» через вербовку адептов среди самих наркозависимых и их родственников. И таких центров немало. Деструктивные секты часто создают светские фасадные организации, получают поддержку у известных людей (артистов, спортсменов, журналистов, депутатов) и таким образом вводят общественность в заблуждение.
Как правило, у огромного количества организаций, занимающихся реабилитацией, нет совершенно никаких разработанных реабилитационных программ, да и зачем, если они бесконтрольны и только при совершении в центрах каких-либо резонансных преступлений.
Эти организации попадают под внимание правоохранительных органов и СМИ (МБОО «Преображение России», БФ «Город без наркотиков» и другие).
Насколько нам известно, в настоящее время органами прокуратуры проверяются некоммерческие негосударственные общественные организации (НКО), в состав которых входят и некоторые реабилитационные центры, организованные сектантскими организациями. В ходе проверок у большинства таких организаций выявлены существенные недостатки в качестве реабилитации. Однако законодательная база для прокурорского реагирования в данной сфере социальных услуг в настоящее время отсутствует (как пример, неопятидесятническая организация «Новая Жизнь»).
Таким образом, государство не в состоянии на сегодняшний день отслеживать качество реабилитационных услуг и не имеет правового механизма воздействия на деятельность недобросовестных организаций в сфере реабилитации.
Поэтому, на наш взгляд, в России необходима не только стандартизация реабилитационных услуг, но и ввод института сертификации по реабилитации и ресоциализации наркозависимых, что позволит осуществлять контроль и, безусловно, повысит качество социальной реабилитации и ресоциализации.
По данным Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению в Русской Православной Церкви, существует более 60 центров, которые могут одновременно принять более 1000 человек. Задача Церкви — объединить все эти центры в единую сеть с целью оперативного управления и координации реабилитационного процесса.
Количество таких центров могло быть в разы больше при стабильной государственной финансовой поддержке. В настоящее время доля государственного финансирования данных центров составляет не более 1% от общего бюджета центров. Общеизвестно, что самый высокий выход в трезвую жизнь (в стойкую ремиссию) дают православно ориентированные центры.
Однако приведённая выше цифра доли государственного финансирования доказывает, что у нас в стране недостаточно развиты механизмы поддержки эффективных противонаркотических социальных программ. Таким примером может служить распоряжение Президента РФ «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества», в приложении к которому в уже указанных реализуемых проектах отсутствует направление, связанное с реабилитацией наркозависимых [2].
Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства способствует нестабильности в кадровом и материальном обеспечении уже имеющихся реабилитационных центров вплоть до их закрытия (например, центр «Возвращение» в Санкт-Петербурге и «Камень» в Пскове).
В настоящее время для наркопреступников, совершивших преступления небольшой тяжести, суды предусматривают наказания, не связанные с реальным лишением свободы. Однако это почти никогда не приводит к трезвому образу жизни. Данные нарушители, как правило, совершают повторные преступления. Поэтому необходимо там, где это возможно, предоставлять подследственным или подсудимым право пройти длительный курс медико-социальной реабилитации. Что собственно, сегодня и предусмотрено Законодательством — ст. 82.1 ч. 1 УК РФ (Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией), однако на практике это применяется не часто в связи с небольшим количеством реабилитационных центров и отсутствием у судей информации о них.
Церковь, как и другие общественные организации, занимающиеся данной проблемой и патронируемые Церковью, видят свою основную задачу в снижении спроса на наркотики доступными им средствами, и мы готовы органично встроиться в национальную систему реабилитации наркозависимых. Доказательством тому служит принятый на Священном Синоде документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», который определяет программу церковной работы в сфере помощи наркозависимым [3].
Однако построение национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых невозможно без создания единого координирующего органа, обеспеченного как законодательной, так и материальной поддержкой со стороны государства, и объединения всех сил общества.
Forum with id 2 is not found.