православная
реабилитация наркозависимых

"ОБИТЕЛЬ
ИСЦЕЛЕНИЯ"

при поддержке благотворительного фонда
«православная реабилитация»

 

IV межрегиональная конференция Санкт-Петербургской митрополии «Современный взгляд на зависимость от психоактивных веществ. На стыке богословия и психологии».
Санкт-Петербург, 26 декабря 2017 года.
ДОКЛАД
протоиерея Сергия Белькова
«АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ СТРАСТИ В ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И АДДИКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»


В настоящее время, учитывая успешность реабилитационных программ, реализуемых Русской Православной Церковью или патронируемых ею организаций, осуществляющих работу по духовно-ориентированным программам, на основе православного мировосприятия, уже реже возникает вопрос о роли и месте Церкви в социальном служении в области реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих различными формами зависимостей. Тогда как совсем недавно, признавалась лишь некая деятельность Церкви в работе с лицами склонными к девиантному (отклоняющемуся от норм) поведению, посредством духовно-нравственных бесед, проповедей и так далее, предполагая, только профилактику. Церкви часто категорически отказывали в праве (особенно со стороны наркологического сообщества) заниматься конкретной работой с лицами, страдающими различными аддикциями, например употреблением психоактивных веществ.

В представленном докладе, нами будет изложен анализ понятия страсти в христианской антропологии и аддикции в современной психологии, чтобы разобраться имеются ли между ними существенные противоречия.
Очевидно, что существуют определенные параллели между пониманием страсти в христианской антропологии и проблемы аддикции в современной психологии.  Это дает основание для сравнения и сопоставления опыта православной реабилитации и подходов, разрабатываемых в аддиктологии. Рассмотрим сначала определение аддикции и коснемся некоторых особенностей подхода к проблеме аддикции в психологии.

Аддикция - зависимость, пагубная привычка, привыкание. Долгое время зависимость воспринималась только через связь с употреблением психоактивного вещества – алкоголя или наркотиков, и основное направление работы состояло в устранении этого симптома. С течением времени была выявлена связь патологических зависимостей с личностными нарушениями зависимых, при этом перечень возможных причин  аддикции был существенно расширен. «Оказалось, что можно выделить общие принципы аддиктивного поведения с формированием широкого спектра поведенческих патологических отклонений, связанных со стремлением зависимого к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния» .

Аддиктивное поведение, в том числе связанное с употреблением наркотиков и других ПАВ, также обусловлено желанием человека  уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Оно всегда характеризуется утратой личностью свободы воли, приобретением пагубных стереотипов поведения и деструктивных жизненных или, что одно и то же -  аддиктивных установок.

Аддиктивная установка выражается «в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции, мысли и разговоры об объекте начинают преобладать, появляется механизм интеллектуального оправдания аддикции, снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению, развивается также недоверие к лицам, не принадлежащим к этому окружению, в том числе к специалистам» . В целом изменения психики, которые происходят при аддикции следующие: подчиненность сознания предмету зависимости, отрицание самого факта зависимости, утрата самоконтроля.

В качестве аналога понятию аддикции в православной антропологии можно рассматривать понятие страсть. В психологической литературе понятие страсть определяется как «сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель» . О подобном развитии страсти пишут и святые отцы: «страстью называют такую склонность и такое действие, которые долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми» .
Важно отметить тот факт, что  описание «симптомов» страсти и развития страстного состояния удивительно точно совпадают с описанием аддикции и аддиктивного поведения.

Общими чертами аддикции и страсти являются:
1)      рассмотрение развития аддикции и страсти как результата комплексного нарушения, не только «захватывающей и определяющей мотивационную сферу личности» , но затрагивающие и другие уровни человеческой личности
2)      повреждение (пленение) воли человека
3)      устойчивость во времени
4)      циклический характер поведения.
В составе образовавшейся страсти можно различать: 1) сердечное расположение  (аддиктивная установка) и 2) привычные греховные действия, удовлетворяющие страсть (циклическое аддиктивное поведение).
Завершая анализ понятий аддикции и страсти, можно сделать вывод о том, что понятия  страсти и аддикции можно отождествлять, но с некоторой оговоркой. Понятие страсти несколько шире понятия аддикции, в виду того, что оно тесно связано с понятием греха. Греха не  в значении его как уже устоявшейся порочной страсти, а как изредка совершаемого греховного поступка, являющегося как бы зародышем в образовании страсти. 

Несмотря на бесспорное утверждение, что «в самом первом совершении греха человек уже закладывает основание привычки, поскольку совершивший грех однажды, легко его повторит в будущем <…> греховная привычка же ведет к греховной страсти» , человек, устраняя покаянием последствия одиночных греховных поступков, которые могли бы вырасти в привычку, совершает превентивные меры, не позволяющие развиться греховной страсти. Этот факт является преимуществом православного подхода к проблеме аддикции, т.к. позволяет начать коррекцию личности на ранних этапах, когда ее разрушение еще не так заметно.

Данные выводы подтверждают, что понятие аддикции в аддиктологии, страсти в общей психологии и страсти в христианской антропологии по своему смыслу идентичны и обладают общими чертами, что дает право церкви оказывать помощь людям в преодолении зависимости (страсти) по собственным программам наряду с медицинскими и другими социальными программами реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Тем самым обосновывается право церкви на оказание работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические ПАВ в немедицинских целях по своим оригинальным программам.  


 Список использованной литературы
1. Бельков С. Н. Православный подход к проблеме аддикции. Практический опыт реабилитации наркозависимых в центре Саперное Acta Eruditorum. РХГА. 18/2015.
2. Бельков С. прот. Практические аспекты реабилитации наркозависимых: Православный подход к проблеме аддикции. Курск. 2015.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. М. Речь, 1989.
4. Нил Сорский преп. Устав о скитской жизни в изложении еп. Иустина. М. 1892.
5. Белорусов С. А.  Психопатологическая систематика личностных расстройств и учение «о страстях» в асектической православной традиции, Московский терапевтический журнал №3, М. 2009.
6. Григорьев Г. И. Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический метод исследования, СПб, 2014.

Бельков С. Н. Православный подход к проблеме аддикции. Практический опыт реабилитации наркозависимых в центре Саперное Acta Eruditorum. РХГА. 18/2015. с. 65

Бельков С. прот. Практические аспекты реабилитации наркозависимых: Православный подход к проблеме аддикции. Курск. 2015. С .6.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М. Речь, 1989. с. 522

Нил Сорский преп. Устав о скитской жизни в изложении еп. Иустина. М. 1892. с. 34

Белорусов С. А.  Психопатологическая систематика личностных расстройств и учение «о страстях» в асектической православной традиции, Московский терапевтический журнал №3, М. 2009,с.160

Телефон координатора центра: 8 800 775-74-36 (Звонок бесплатный), +7 931 540-0-140

© 2018 Обитель исцеления пос. Саперное г. Санкт-Петербург. Все права защищены.
создание и продвижение сайта - webology.ru