православная
реабилитация наркозависимых

"ОБИТЕЛЬ
ИСЦЕЛЕНИЯ"

при поддержке благотворительного фонда
«православная реабилитация»

(в каких случаях стоит обращаться к священнослужителям, что они в состоянии сделать)

Внимание Церкви к проблеме наркомании неслучайно. Исстари с душевной болью, в минуты раскаяния человек шел в храм. И там страдания прихожан старался облегчить священник, помощь которого во многом сродни той, что получают пациенты у психолога или психотерапевта. Ведь и наркозависимого вполне можно назвать душевнобольным — его состояние весьма непростое и требует профессионального участия специалиста. К их числу можно отнести и служителей церкви.

В дореволюционной России при приходах создавались «Братства трезвости», где людям помогали удержаться от тяги к вину, одновременно предоставляя духовную поддержку. Этому способствовал особый уклад жизни, где молитва чередовалась с обучением ремеслу, работа — с учебой. Продуманный распорядок дня, отсутствие праздного времени не давало возможности предаваться пагубной привычке.

Инициатором создания «Братств трезвости» стал Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Расположенный на острове Котлин, Кронштадт, где он служил в конце XIX — начале XX века, был не только городом моряков, но и местом поселения тех, от кого отвернулось общество. Там проживало большое количество людей безработных, бездомных, нуждающихся, пьющих, имеющих конфликты с законом. Иоанн Кронштадтский никогда не оставался равнодушным к судьбам этих несчастных. Обходя трущобы, он посещал семьи пьяниц, утешая Евангельским словом, помогая вниманием, лаской, убеждением, заботой и своей пламенной молитвой. Благовестие подкреплялось делами — не однажды иерей возвращался домой без сапог, отдав шубу или раздав жалованье.

Следуя заповеди Спасителя о любви к ближнему, отец Иоанн поддерживал и поощрял благотворительность. На стекавшиеся к нему со всех сторон пожертвования были основаны «Приходское попечительство для помощи бедным», «Дом трудолюбия» с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, где бездомные могли найти приют, безработные и утратившие трудовые навыки — получить специальность и начать работать.

Результат был ошеломляющим. Изменился моральный климат на всем острове. Авторитет кронштадтского пастыря был очень высок, и по его примеру по всей стране началось создание подобных братств, деятельность которых давала удивительные результаты — в России резко сократилось число пьющих людей. По сведениям, приведенным в «Первом антиалкогольном адрес-календаре на 1912 год», к началу 1911 года в Российской Империи было 1767 церковных обществ трезвости, и в них числилось 498 685 человек. Но Первая мировая война, а затем события 1917 года разрушили все благие начинания. Тем не менее, этот богатый опыт может быть применен и при работе с наркозависимыми.

Ни для кого не секрет, что у душевнобольных людей нередко появляются религиозные переживания, даже если до этого они были равнодушны к вере. Поэтому и не стоит удивляться, увидев их в храме. Туда они идут потому, что знают: исполняя свои обязанности, священнослужители бережно отнесутся к их душевному состоянию, искренне помогут и поддержат. В том числе и родственников наркозависимых, которым тоже нелегко. Священник выслушает, поговорит, и, как правило, люди уходят от него совсем в другом настроении.

Само слово «псюхэ», в переводе с греческого означающее «душа», указывает, что эта область близка священнослужителям по роду деятельности. По сути, каждый приходской священник чуть ли не ежедневно общается и с душевнобольными людьми, которые вполне могли бы стать пациентами врача-психотерапевта.

Конечно, существует сложившееся разделение: священник занимается духом, психотерапевт или психолог — душой, а врач (в классическом понимании медицины) — телом. Но тройственная человеческая природа заставляет всех их работать вместе. Во всяком случае, так должно быть.

Наркомания — в первую очередь болезнь духовная, результат греховного образа жизни, проявление тяжелейшей страсти. При этом грех не застывает на месте. Если с ним не бороться, он, в конце концов, разрастается и поглощает человека целиком. От греха нельзя освободиться самому, страсть невозможно победить своими силами. Это достижимо лишь с помощью Божией. Вот почему наркозависимые преодолевают недуг, приходя в храм, соединяясь с Богом. Они не вылечиваются, а побеждают грех.

Хотя еще недавно такое стремление к сотрудничеству выглядело как нонсенс — церковь и наука сосуществовали обособленно друг от друга. Но такое разделение насаждалось искусственно. Священнослужители всегда считались самыми образованными людьми, и до 1917 года многие из них являлись действительными членами Российской Академии Наук. Они внесли свой заметный вклад в развитие многих наук, в том числе психологии. Увы, среднее и даже младшее поколение священнослужителей в советское время эту науку даже не изучало, ее не было в программе учебных заведений Православной церкви. Лишь несколько лет назад психологию вернули в число обязательных предметов обучения.

У церкви за двухтысячелетнюю историю христианства выработаны свои методы оказания помощи душевнобольным людям. Конечно, сами болезни священнослужители называют иными, нежели в науке, словами, но видят они у людей те же симптомы их проявления, что и врачи. И результат влияния священнослужителей на нуждающихся в помощи прихожан довольно высок. Хотя, разумеется, какая-то статистика здесь отсутствует — эффект виден при анализе поведения человека в дальнейшем. Главное, что потребность в общении врачей и священнослужителей существует.

Такое взаимодействие дает практические результаты. Не секрет, что многие считают зазорным прийти на прием к психиатру: сказывается насаждавшееся прежде в обществе отношение к таким больным, да и к психиатрии вообще. Вы не найдете человека, который бы признался: «Да, я душевнобольной». Нередко первым, кто может посоветовать ему прийти к врачу, оказывается священник. Ведь на исповеди он нередко слышит такое, о чем врач никогда не узнает, но эти сведения также позволяют очень точно определить душевное состояние. Священник может сказать правду, не обидев прихожанина. И, что немаловажно, ему поверят и после этого обратятся к психотерапевту или психиатру.

Почему речь именно о взаимодействии? К этому опять же подталкивает сама жизнь. Очень часто бывает, что прекрасный специалист в области психиатрии как науки не достигает необходимого контакта с больным из-за того, что ему непонятны религиозные переживания человека, нередко они просто угнетаются, что только усугубляет ситуацию. А если врач будет сам ведать, что такое дух в человеке, дух, данный Господом, то очень многое для него тогда откроется в работе с пациентами.

Словом, обогащение должно быть взаимным. Поэтому должно быть и встречное движение, когда врачи порекомендуют своим подопечным обратиться к священнослужителям. Но такое движение наиболее полезно в том случае, когда сам медик человек верующий, ибо это позволит ему в полной мере понимать все то, что происходит с человеком во время душевной болезни, и правильно реагировать на эти явления.

Есть уже довольно известные центры и лечебницы, созданные при храмах. Так, в Москве на территории одного из старейших монастырей несколько лет работает лечебница для наркозависимых, созданная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Возглавляет его иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук. Молебны, Таинства исповеди и другие церковные обряды здесь чередуются с использованием новейших медицинских методик. Свидетельство успехов этого небольшого коллектива лечебницы — награждение отца Анатолия орденом Святого Мученика Трифона. Эта церковная награда вручается лицам, внесшим выдающийся вклад в борьбу с наркоманией.

В лечебнице четыре направления работы с наркоманами. Первое — реабилитация лиц, пострадавших от деструктивных тоталитарных сект. Второе — помощь пострадавшим от оккультизма (колдуны, маги, целители Рэйки и другие). Третье — реабилитация молодежи, страдающей наркоманией. Четвертое — просветительско-миссионерская работа. Сначала наркозависимый попадает к регистратору. Дальше пациента осматривает нарколог. Ставит диагноз, разрабатывает программу реабилитации. Если нужно лечение в стационаре — и это рекомендуется. В программу входит работа с психотерапевтом, психологом, обследование в кабинете биологической обратной связи. Врач-нарколог, православный христианин, объясняет наркоману и его родителям, что самое главное и необходимое — это восстановление духовной личности, союза человека с Богом. После врача-нарколога пациент попадает к священнику, у которого исповедуется. Врач следит, чтобы больной посещал все богослужения, участвовал в Таинствах.

Результаты работы этой лечебницы впечатляют. В первый год реабилитации примерно 65 % больных уходят в состоянии ремиссии, правда, неустойчивой. На второй год — до 85 % ремиссии, но уже устойчивой.

Особо значима роль Церкви именно в процессе реабилитации. Практика показывает, что самые устойчивые и длительные ремиссии, восстановление нарушенных внутрисемейный связей и социальная адаптация происходят именно с теми пациентами, у которых реабилитация происходила при участии Церкви. Реабилитационный центр в Саперном под Санкт-Петербургом — один из лучших в стране, опыт его работы получил одобрение на всех уровнях. Эффективно работает с наркозависимыми петербургский Храм «Неупиваемая чаша». Более 15 лет на регулярной основе оказывают помощь наркозависимым при церкви Святителя Николая в селе Ромашково Одинцовского района Московской области. Подобных примеров найдется немало в регионах России.

Другое дело, что государство должно помочь увеличить количество реабилитационных центров Православной церкви. <…> Teм не менее, никаких бюджетных средств на эту, столь необходимую деятельность не отпускается. Церковь занимается реабилитацией наркозависимых, скажем так, на общественных началах, из сочувствия к самим больным и их родителям. Причем, в отличие от многих медицинских центров, действующие при церкви не бросают своих пациентов: они постоянно поддерживают с ними связь, следят, чтобы наркотик, который «умеет ждать», вновь не напомнил о себе.

Отрицательное отношение к наркотикам проявляют все религиозные конфессии. Их деятели не только говорят об этом на публичных проповедях, но и выпускают обращения, проводят различные форумы.

Весьма поучителен опыт зарубежных церковных конфессий. Он свидетельствует, что только в специально организованных терапевтических общинах можно помочь наркоманам отказаться от употребления наркотиков и изменить их образ жизни. Для наглядности можно сослаться на существующие системы реабилитации наркоманов в Италии, Франции и Испании.

В Италии только по проекту «Человек» (автор дон Марио Пикки, создатель и директор Centro Italiano di Solidarieta) действуют десятки общин, в которых на протяжении 6-8 месяцев учатся полноценно жить сотни наркоманов, изъявивших желание раз и навсегда покончить со своим пристрастием к наркотикам. Результаты катамнеза говорят сами за себя: 86% реабилитированных наркоманов не возвращаются более к употреблению наркотиков.

Во Франции стараниями католического священника Пьера де Парсево, более 30 лет помогающего наркоманам обретать свободу от наркотиков, создана сеть терапевтических общин, в которых 65% наркоманов, прошедших полный курс реабилитации, навсегда расстаются с наркотиками.

Совет министров Испании в 1995 году объявил общественно полезной организацию, именуемую «Reto a la Esperanza» («Вызов надежде»), которую в 1985 году создали евангельские христиане для повсеместного открытия и организации работы центров поддержки и помощи наркоманам. На сегодняшний день в Испании таких центров более пятидесяти и девять за рубежом. Два года назад пастором-евангелистом Хуаном А.Санчесом Пересом был основан реабилитационный центр для наркоманов в Московской области под Новым Иерусалимом. 35% пациентов, которые пребывают в этих центрах не менее 8 месяцев, бесповоротно отказываются от употребления наркотиков.

Терапевтические общины, как правило, возглавляют священники. Помощь пациентам оказывается на благотворительной основе. И вот еще один вывод: нельзя добиться хороших успехов в лечении и реабилитации наркоманов, если преследуются при этом цели наживы.<…>

Глава 8 из книги
«В семье наркозависимый. Что делать?»,
Т.И.Братилова, О.П.Починюк
Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

Телефон координатора центра: 8 800 775-74-36 (Звонок бесплатный), +7 931 540-0-140

© 2017 Обитель исцеления пос. Саперное г. Санкт-Петербург.. Все права защищены.
создание и продвижение сайта - webology.ru